Здоровый образ жизни

 

 "Здоровому все здорово" (народная пословица)

Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять  и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушения здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.

Академик А. Амосов определил: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные». Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течении жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

В Беларуси действуют специальные законы о защите нравственности и здоровья, направленные на формирование навыков здорового образа жизни. Это важное условие духовного и физического оздоровления населения нашей страны. Здоровье должно стать приоритетом для каждого жителя.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов»

Мы научились бороться с различными болезнями. Но до сих пор не научились вести образ жизни, от которого боле чем на 50% зависит наше здоровье.

 

Для чего нужен здоровый образ жизни?

 

 - для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека

- для сохранения и укрепления здоровья

- для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытие потенциала личности

- для продления рода и достижения активного долголетия.

По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:

·   рациональная организация трудовой (учебной) деятельности

·   правильный режим труда и отдыха

·   рациональная организация свободного времени

·   оптимальный двигательный режим

·   рациональное питание

·   соблюдение правил личной гигиены, закаливание

·   соблюдение норм и правил психогигиены

·   сексуальная культура, рациональное планирование семьи

·   контроль за своим здоровьем.

свернуть

Принципы здорового образа жизни

 

Здоровье – бесценное достояние не только для каждого человека, но и всякого общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических  правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижными (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а в некоторых – сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит  к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Режим труда и отдыха. Труд – истинный стержень и основа режима здоровый образ жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд, как физический, та и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и ссуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет  наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течении всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы с отдыхом. Отдых после работы вовсе не означает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха).

Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений – на прогулках по городу и з городом, в парках, на садовых участках и т.п. 

Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал что сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром  раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей  неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1- 1,5 до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 -22,5 часа до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветриваемом помещении, неплохо приучить спать себя при открытой форточке, а в теплое время с открытым окном.

В помещении нужно включить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться с головой одеялом, спать вниз лицом – это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время – это способствует быстрому засыпанию. 

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким  и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в действительности нервной системы. 

Физическая нагрузка. Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не натренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение.

Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так  их работа нередко связанна с нагрузкой на какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему, и многие другие органы, что значительно облегчает работы аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему. 

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе и в течении 1-1,5 часа является одним из важных  компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 – 1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.  

Распорядок дня. Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может быть  и должен быть  разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна и отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.

Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него  появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела, на каждый день. Не надо доводить  излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней. 

Закаливание. Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания – воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания  имеют также важные процедуры, они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ.

 Сначала рекомендуется в течении нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует водой (35-36С), постепенно переходя к прохладной, затем к обливанию. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. 

Питание. Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований, которые должны учитываться всеми. Прежде всего, пища должна быть разнообразной и полноценной, то есть содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества.

Нельзя допускать переедания: оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров и углеводов, повышенное потребление поваренной соли).

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 часов). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, так как это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При  трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким – ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда в сухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правил личной гигиены и санитарии.

Человеку, пренебрегающему режимом питании, со временем угрожает развитие таких тяжелых заболеваний как –язвенная болезнь и др. тщательное пережевывание. Измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно  постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

свернуть

Задачи по формированию здорового образа жизни в семье

Задача 1. Соблюдение гигиенических навыков в семье:

  • Создать благоприятную обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха в пределах +18…+20
  • Использовать правильное освещение в комнате
  • Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.
  • В повседневной жизни добиваться спокойной, негромкой речи, избегать повышения тона.
  • Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур:

- мыть руки по мере загрязнения, а также перед едой, после туалета, после прогулки;

- полоскать рот после еды, чистить зубы утром и перед сном;

- носить в кармане  носовой платок, закрывать рот и нос при чихании и кашле.

  • Уделить особое внимание культуре поведения ребенка за столом:

- сидеть прямо;

- не разговаривать во время еды;

- брать пищу ложкой или вилкой понемногу;

- есть и пить бесшумно.

  • Осуществлять перед ночным сном и после него гигиенические процедуры.
  • Закреплять навыки самообслуживания:

- хорошо и тщательно вытирать ноги;

-сняв верхнюю одежду, вешать ее;

- аккуратно слаживать свою одежду;

- застилать постель;

- причесывались и следили за своим внешним видом.

  • Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей  в соответствии с состоянием здоровья.

Задача 2. Укрепление психического здоровья детей в семье:

  • Исключить авторитарный стиль общения с ребенком
  • Способствовать созданию такой обстановки дома, при котором ребенок чувствовал бы себя защищенным в любой ситуации
  • Исключить психологические и физиологические нагрузки.
  • Отмечать и поддерживать любые успехи детей
  • Помогать детям осознать свои, даже небольшие достижения
  • Концентрировать внимание ребенка на том приятном, радостном что его окружает, укреплять положительные впечатления.
  • Создать условия для разностороннего развития и воспитания детей
  • Способствовать повышению у детей самооценки. Побуждать их самостоятельно выделять и называть все то, что они делают хорошо, и помогать им, следовать установленному ими самими стандарту
  • Продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях в игре, взаимоотношениях друг с другом, в рисовании, лепке, математике, и т.д.

Задача 3. Осуществлять оптимизацию состояния здоровья детей и их развитие методами и средствами воспитания:

  • Активно использовать все доступные средства физического воспитания для качественного созревания мускулатуры, необходимой для обеспечения всех функций позвоночника (опорной, двигательной и т.д.)
  • Обеспечивать природную потребность детей в двигательной активности, которая является главным источником нормального роста, развития и функционирования детского организма.
  • Регулировать положительность, объем и интенсивность двигательной активности, в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности детей
  • Способствовать повышению уровня производительности двигательных действий, освоение техники движений и их координации, направленности на результата при выполнении физических упражнений, выполнению правил подвижных игр
  • В домашних условиях способствовать сочетанию прогулок с занятиями сезонными видами спорта:

- ходьба на лыжах;

- катание с горки на санках, на коньках;

- катание на велосипеде, на роликовых коньках;

  • Активно использовать все доступные средства для профилактики нарушения осанки:

- движение во всех видах спорта;

- утреннюю гимнастику;

- постоянное наблюдение за позой ребенка во время игр, занятий спортом.

Задача 4. Обеспечение охраны здоровья:

  • Формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности:

- научить правильно пользоваться и соблюдать осторожность в работе с острыми предметами;

- побуждать оберегать глаза от травм во время игр с песком, мячом, палками и т.д.;

- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения

- приучать детей к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

- предупреждать о свойствах ядовитых растений;

- развивать представления об опасности приема лекарственных препаратов, игр с огнем;

- добиваться выполнения правил дорожного движения;

-выучить домашний телефон и домашний адрес;

- объяснить опасность самостоятельного общения, поездок, прогулка куда бы то ни было с незнакомыми людьми.

  • Помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и за него он отвечает сам:

- познакомить с основными частями тела человека, их назначение в жизни, подвести к пониманию того, что люди должны заботиться о своем теле;

- рассказывать детям о достижениях взрослых и детей в вопросах, связанных с формированием их здоровья;

- в разных видах деятельности использовать содержание, направленное на формирование привычки к здоровому  образу жизни.

свернуть